Лилия Михайловна
Евсеева

Кандидат искусствоведения. Зав. научно-исследовательским отделом центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Москва.
Научные интересы: византийское и древнерусское искусство, романская живопись, методы работы средневекового художника, проблема авторства в системе канонического искусства, богословие, литургика.

Страничка и отдельные публикации на сайте «Древний Рим» (ancientrome.ru).

Биография автора

Родилась в Москве. В 1963 г. закончила русское отделение филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1994 г. защитила диссертацию на степень кандидата искусствоведения, материалы диссертации опубликовала в виде монографии «Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника». С 1965 г. работает в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (научным сотрудником, затем зав отделом). Опубликовала около 70 научных работ (монографии, статьи, каталоги).

Основные публикации

Монографии:

Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998. 380 стр.
Нерукотворный образ Спасителя. СПб., 2013. 74 стр.
Аналойные иконы в Византии и Древней Руси. Образ и литургия. М., 2013. 550 стр.

Статьи:

Росписи XIV в. в соборе монастыря Зарзма / II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977.
Две символические композиции в росписи XIV в. монастыря Зарзма // Византийский временник. Т. 43. 1982. С. 134 ̶ 146.
Московские житийные иконы Георгия Великомученика и их литературные источники // Труды отдела древнерусской литературы. XXXII. Л., 1985. С. 84 ̶ 100.
Византийские иконы proskynesis в богослужебном обиходе // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Ред.-сост. А. М. Лидов. СПБ, 1994. С. 65 ̶ 80.
Московские житийные иконы Богоматери XV–XVI вв. // Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии. М., 1994. С. 69 ̶ 90.
Les peintures du rez-de-chaussée de l’église de Lagami (Haute Svanéthie) // Byzantion. T. LXVI (1996). Fas. 1. P. 81 ̶ 100.
Эсхотология 7000 г. и возникновение высокого русского иконостаса // Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. С. 411 ̶ 430, 734.
Романская рукопись Hortus deliciarum и проблема образцов в византийском искусстве // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 94 ̶ 112.
Проблема образцов в византийском искусстве и рукописи Монтекассино 1072 г. // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. М., 2004. С. 107 ̶ 128.
Традиции Константинополя и Рима в иконографии ветхозаветного цикла мозаик Сицилии // Древнерусское искусство. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 277 ̶ 298.
Спас Нерукотворный. Иконы XII–XVI вв. // Спас Нерукотворный в русской иконе. Авторы-составители Л. М. Евсеева, А. М. Лидов, Н. Н. Чугреева. М., 2005 (2-е изд. 2008). С. 42 ̶ 133.
Бенедиктинская традиция воспроизведения сакрального пространства Иерусалима // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2009. С. 338 ̶ 352.
Liturgical Drama as a Source of Monreale Mosaics // Series Byzantina. Studies on Byzantine and Post-Byzantine Art. Vol. VIII: Towads Rewriting? New Approaches to Byzantine Archaeology and Art. Warsaw, 2010. P. 67 ̶ 84.
Реликварий с живописными сценами из собрания К. В. Воронина // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Т. VI: Греческие иконы и стенописи XII–XVI вв. М., 2013. С. 152 ̶ 173.
О работе художника в системе канонического искусства // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Т. Х: Художник в Византии и Древней Руси. Проблема авторства. М., 2014. С. 7 ̶ 36.